монументальные работы

СЧАСТЛИВЫЙ ДИКАРЬ,
1998-2004



выставка в галерее Митьки-Вхутемас (Mitki-VHUTEMAS),
С.-Петербург, 1998



Время рефлексии закончилось, начинается время мифотворчества.
Новые мифы создаются из обломков старых - другого строительного материала нет.
Сознание рядового "россиянина" сегодня - пейзаж после битвы, где рядом с руинами "советики" обретаются подновленные декорации "руссики" и миражи "западной цивилизации". Бессильная ностальгия, робкие мечтанья и лютые комплексы - эта взрывчатая смесь в самое близкое время сметет с нашей азиатской рожи последние остатки "цивилизованного выражения лица".
Счастливый дикарь (он же торжествующий хам, он же настоящий индеец, он же любой масти бестия) грядет. Он хочет рая, и он его получит. Этого Адама можно предсказать, изучить, даже попытаться приручить. Можно нарисовать. Сыграть роль Миклухо-Маклая нового социального племени.

В проекте "Райское яблочко" обесцененные, лишенные исходного контекста знаки, символы и фигуры становятся строительным материалом, кирпичиками для образов новой мифологии и нового фольклора. Который, как любой фольклор, на взгляд "цивилизованного" человека, абсурден, обаятелен и жесток.
Фольклор - бедное искусство, творящее "красоту" из подручных (природных) средств. "Природой" современного человека является городская среда. "Райское яблочко" вполне отвечает этой особенности народного искусства - это космогония, написанная на "коробках из-под ксерокса". Материал наивно-экспрессивной живописи - упаковочный картон, вытащенная с помойки оболочка чуждых и вожделенных заморских благ. Сказывается наивный фетишизм "советикуса", который пытается освоить нормы консумеристского общества доступным ему способом. Это своего рода cargo art, возникший на стыке цивилизаций.

MK