Марина Колдобская превращает живописный процесс в перформанс, подчеркивая физическую материальность всех выразительных средств. В процессе работы, покрывая живописью обширное пространство, художница использует все свое тело – приплясывая на ногах, карабкаясь на стремянку, согнувшись в три погибели. В этих перформансах создаются росписи, открывающие любопытному взгляду секреты живописного ремесла: как создать изображение с минимумом средств, и как сделать это мощно и убедительно. Колдобская начинает с нескольких движений кисти, которые ложатся на белый грунт стены как абстрактные мазки, поверх которых она выплескивает красную краску и очерчивает контур черным. Постепенно мощные линии и четкие пятна складываются в смутно распознаваемую форму, которая неожиданно превращается в совершенно законченное фигуративное изображение.
Колдобская использует в этой работе только три цвета: черный, белый, красный. По своей упрощенной манере и броской экспрессивности настенные росписи Колдобской напоминают пещерную живопись больше, чем что-либо еще. Однако сама художница с осторожностью сравнивает свои работы с примитивизмом. По ее собственным словам, она ориентируется на «жесткость дизайнерского знака, строгость графических формул русского авангарда, агрессию тоталитарного плаката и магический ритм племенных орнаментов». Колдобская любит также сравнивать свою работу с «шаманским камланием, пробуждающим чувства, понятные каждому — ярости, вожделения, жажды и страха».
В 2013 году художница создала изображение кошки, держащей в зубах окровавленную мышь. Убедительное графическое решение и прямолинейный сюжет немедленно сделали этот образ популярным. Для многих он стал символом текущей политической ситуации в России, появившись на стикерах, листовках и значках, иногда с импровизированным слоганом «Не будь мышом».
Наташа Курчанова, искусствовед
>>