Кукарача перформанс на открытии персональной выставки The Blots, галерея Lisi Haemmerle, Брегенц, Австрия, 15 декабря 2017

Таракан – священный зверь русской поэзии. Маленькая, гадкая, вездесущая, неистребимая тварь. Многомиллионная армия, и каждый, кто хрустит под каблуком – личность. Иногда он вырастает до исполинских размеров и правит миром. Что-то он знает о жизни и смерти, чего не знает мы.  Как ни странно, Таракан – это всегда о власти.

Традицию начал Федор Достоевский в стихах капитана Лебядкина из романа Бесы (1872):

«Жил на свете таракан,

Таракан от детства,

Он потом попал в стакан

Полный мухоедства».

Объяснить смысл полоумный герой не мог, но стихотворение стало камертоном русской абсурдистской поэзии 20го века.

«Таракан сидит в стакане

Ножку рыжую сосет,

Он попался, он в капкане,

И теперь он казни ждет».

Тему подхватил Николай Олейников, лидер группы ОБЕРИУ, беспощадный и циничный остроумец. Его таракан — жертва варварского эксперимента, на вид научного, на самом деле садистского:

Сто четыре инструмента,

Рвут на части пациента,

От увечий и от ран,

Помирает Таракан.

Эксперимент бессмыслен – потому что такова жизнь.

«Его глазки голубые

Будет дождик поливать.

Его косточки сухие

Будет курица клевать».

Олейников, коммунист и редактор детского пропагандистского журнала, сам пал жертвой революционного эксперимента – он был расстрелян в ходе сталинских репрессий в 37м году.

Курица (в окончательном варианте – воробей) заклевала и предыдущего таракана, героя детской поэмы Корнея  Чуковского «Тараканище» (1922). Тут наш герой устрашает:

 

«Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому —

Чтоб ему провалиться, проклятому!»

Эти детские стишки вызвали недетский гнев Троцкого. Поколения русских интеллигентов верили, что Таракан написан гораздо позднее – про усатого Сталина (которому стишок как раз нравился).

Через десяток лет «Тараканище» откликнулся строчкой Мандельштама (1933):

«Тараканьи смеются усища и сияют его голенища»

Это уж точно про Сталина, и за нее поэт заплатил жизнью.

Классик концептуальной поэзии Дмитрий Пригов создал целый поэтический цикл «Тараканомахия». Его таракан – явление хтонических сил, равноправное человеку и ведущее с ним смертный бой, в котором никому не будет победы.

Как намеренный уркан

Бродит ночью таракан

Среди кухни, например.

Я же как Милицанер,

Как, примерно, постовой,

Говорю ему — Постой!

Он, отстреливаясь — прочь.

Я-за ним. И так всю ночь.

Cockroach_2017_web


<<